Вы находитесь здесь: Главная > Личности > Церковно-феодальное мировоззрение

Церковно-феодальное мировоззрение

Судя по всему, недовольство крестьян своим положением в XII в. осмысливалось лишь как необходимость борьбы с «плохим», жестоким, жадным лордом, но отнюдь не с классом феодалов в целом, тем более с существующим порядком. Правосознание крестьян, особенно лично зависимых, стояло на крайне низком уровне: в своих тяжбах с лордами они не пытались противопоставить враждебному им общему праву какие-либо иные правовые нормы, в том числе обычное право в виде общинного и даже манориального обычая.

Церковно-феодальное мировоззрение в своих наиболее примитивных модификациях, по-видимому, еще владело умами и душами крестьян. И это неудивительно, поскольку их главную духовную пищу составляли поучения и проповеди приходского священника, обычно пользовавшегося в деревне большим авторитетом. Он усердно внедрял в сознание безграмотных, суеверных крестьян систему ортодоксальных религиозных и социальных ценностей. Приходские священники в XII в. были или выходцами преимущественно из господствующего класса, или находились на службе у соседних феодалов. Сами не очень образованные, часто приверженные к пьянству, охоте, разврату, они, однако, умели воспитывать свою паству в духе покорности и повиновения лордам. Выступая в качестве единственных учителей в сельских школах, они с детства внушали своим прихожанам кротость, терпение, безупречность поведения — качества, необходимые крестьянину, с точки зрения феодалов, чтобы безропотно сносить свою тяжелую судьбу.

Все вышесказанное, впрочем, не исключает наличия в Англии XII в. особого крестьянского мировосприятия — в частности, специфической народной религиозности с присущими ей магическими действиями и ритуалами, верой в заклинания и чудеса. Но уж, конечно, крестьяне в то время не имели еще какого-либо целостного представления об обществе, в котором они жили, и их собственном положении в нем, отличного от господствующих воззрений. Об этом отчасти говорит и то, что в Англии XII в. отсутствовали еретические движения, подобные тем, которые широко распространялись во второй половине этого столетия в Италии и Франции.

Однако в XIII — начале XIV в. в общественном сознании крестьянства постепенно возникает ряд новых представлений и даже отдельных идей. Этот процесс знаменует собой постепенную кристаллизацию в идейной жизни феодального общества классового крестьянского сознания, во многом противостоящего идеологии господствующего класса.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.