Вы находитесь здесь: Главная > Личности > Народное собрание

Народное собрание

Народное собрание руководствовалось в своих решениях обычаями и традициями. Если этого оказывалось недостаточно, прибегали к шариату (мусульманскому законодательству) — в тех районах, где он имел распространение. Многие авторы признавали систему обычного права естественной и органичной. По их мнению, простая и неизменная социальная жизнь не нуждалась в законотворчестве, «столь необходимом в свободных и более цивилизованных обществах».

Священная власть адата, удовлетворявшего неприхотливые потребности горцев, сохранялась незыблемой на протяжении многих поколений. Поэтому задача народного собрания, как своеобразного органа управления, заключалась не в создании новых законов, а в соблюдении старых, хотя по мере накопления тяжебных прецедентов росло и число соответствующих адатов. Стародавним адатом горцы дорожили настолько, что даже в случаях, когда он граничил с нелепостью, они крепко держались за него, не желая принимать никаких разумных доводов, инстинктивно опасаясь всяких нововведений. Один русский путешественник по Кавказу назвал такое мировосприятие «здоровым консерватизмом массы»46 или «нравственным здоровьем населения»47. Он также заметил, что это «здоровье», довольно крепкое в высокогорных общинах, слабеет по мере снижения уровня высоты, доходя до «весьма сомнительного состояния» на равнине. Иначе говоря, чем выше расположено общество, тем больше оно закрыто для внешнего, в том числе порочного, воздействия, и тем оно «здоровее». И наоборот.

Народное собрание выполняло и судебные функции. Оно допрашивало преступника и назначало ему наказание, как правило, в виде штрафа. Последний полагался, в частности, за воровство в своей собственной, либо в соседней дружественной общине. Красть же у врага — особенно если это делалось хитро и дерзко — почиталось за доблесть.

Если же речь шла об убийстве или об оскорблении личности действиями, то за это полагалась кровная месть, которая приводила к длительной вражде фамилий и племен, «чем прекрасно пользовались русские». Считалось, что дух убитого человека никогда не найдет успокоения в загробной жизни, пока не будет отмщен. «Вендетта» у горцев, как и повсюду, представлялась единственным способом защиты такой ценностной категории, как достоинство личности и стоящего за ней рода.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.