Поэтому одной из заслуг Никодима стало разъяснение значения рукописей, а также сохранение и упорядочение ряда монастырских собраний. Так, именно его заслугам приписывают сохранение библиотеки в его родном монастыре — Дионисиате. Как видим, просветительская деятельность Никодима заключалась не только в издании новых книг, а имела более многоаспектный характер.
Произведения Никодима носили конкретный практический характер, ориентированный на запросы и проблемы современного общества. Как и Косма, он, прежде всего, хотел решить проблемы кризиса национальной и религиозной идентичности (отражением которых стали исламизация, экспансия католичества, богословский и управленческий кризис Церкви).
«Масштаб исламизации в греческих селениях Эпира в XVIII веке стал главной причиной, побудившей Коему Этолийского предпринять неоднократные путешествия в греческую провинцию (особенно в западные селения Эпира и Македонии), а Никодима Святогорца — собрать самые известные и драматичные биографии новомучеников в «Новый Мартиролог» и подать их христианам как образец для укрепления их терпения и воодушевления».
Если издаваемые Никодимом жития новомучеников должны были стать примером, способным поддержать веру людей и укрепить их решимость противостоять исламизации, то основным средством для преодоления угрозы латинской экспансии он считал издание текстов, пропагандирующих православную традицию: «Те православные, которым приходится общаться с латинянами и слушать их лжеучения и прочие лукавые их словеса, могут получить великую пользу… из помещённого в этой книге жития божественного Мелетия Исповедника, поскольку они узнают из него, сколь ненавистна и богохульна латинская ересь».