Вы находитесь здесь: Главная > Личности > Отмечая полезность

Отмечая полезность

Отмечая полезность таких взаимодействий с наиболее передовыми течениями немарксистской медиевистики, нельзя забывать о существенных различиях в их теоретико-методологических позициях: советские историки, хотя и отошли давно от былых увлечений экономическим детерминизмом, видят и ныне первооснову функционирования сложной комплексной системы феодализма все же в его экономических и социальных структурах, как бы опосредованно ни было их воздействие на другие сферы этой системы. По словам Ф. Энгельса, это воздействие выявляется только «в конечном счете» Н. Поэтому, изучая ментальные струк туры, историки-марксисты, как правило, видят в них порождение материальных и социальных условий существования средневекового человека, хотя и признают, что, уже сложившись, сами эти структуры становятся важным импульсом социального поведения и в повседневных условиях, и в моменты бурных массовых движений разного рода.

Историки-немарксисты стоят на плюралистических позициях, не выделяя, во всяком случае в теории, какой-либо структуры в качестве системообразующей. На практике многие из них все более акцентируют в системе феодального общества роль или государственных структур, или личностных связей, а в последнее время — особенно общественного сознания на уровне менталитета.

По каковы бы пи были эти теоретические расхождения, непреложным фактом и достижением современной медиевистики в целом, который во многом определяет перспективы ее дальнейшего развития, является комплексный метод. Благодаря его использованию наши сегодняшние представления о феодализме и средних веках не только приобрели более глубокий, можно сказать, «стереоскопический» характер, но и значительно расширились в пространственном отношении. Бели в XIX и даже в первой половине XX в.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.