Вы находитесь здесь: Главная > Личности > Религия оказывала постоянное

Религия оказывала постоянное

Религия оказывала постоянное, хотя и различное, влияние на жизнь рабов в этом мире, на мотивировку поведения разных рабов и даже одного и того же раба в разное время и в разных обстоятельствах. Одни из них приспосабливались и принимали рабство, других восставали против него, хотя христианство было их общей религией.

«Многие негры создали совсем иную религию, — писал Герберт Аптекер. — Их Бог проклинал похитителей людей, освобождал рабов, обещал отдать землю бедным и пророчествовал, что первые станут последними, а последние станут первыми. Их Бог создал всех людей равными и не отдавал предпочтение никому из тех, в кого он жизнь» (69. 15). Эта двойственная функция религии нашла отражених во всей истории христианства. И, как справедливо отмечает Винсент Хардинг, «пока мы не осознаем эту историческую правду и ие применим ее к опыту черных в Америке, мы будем не только не готовы встретить тех негров, которые появились на страницах Аптекера и Стэмппа*, но и определенно не сумеем понять такое недавний и спорный феномен, как Мартин Лютер Кинг» (254. 1. 197).

В колониальный период черные рабы в Северной Америке в течение многих десятилетий, по-видимому, не осознавали себя иначе, как людей одной расы. Бесчеловечное угнетение и то обстоятельство, что они происходили из разных районов Африки, говорили на разных языках и диалектах, долгое время тормозило развитие их групповое сознания. Тем не менее со временем на основе общего цвета кожи и общих судеб, а также по мере развития процесса их культурной ассимиляции у рабов не могло не проснуться чувство групповой солидарности. При этом важным способствующим этому фактором, несомненно, стало принятие христианства, поскольку одной из наиболее прочных и приспособляемых частей культуры раба, связывавшей африканское прошлое с американским настоящим, была его религия.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.