Вы находитесь здесь: Главная > Личности > в доступной и увлекательной форме

в доступной и увлекательной форме

Поэтому книга должна была в доступной и увлекательной форме донести до широкой аудитории основные итоги научных изысканий, начатых трудом преподавателя американского Роберт-колледжа в Стамбуле Герберта А. Гиббонса, изданным в 1916 году. С того времени не иссякал поток исторических публикаций, касавшихся разных сторон жизни турецкого общества в прошлом и настоящем. Повышенное внимание западных исследователей к Турции объяснялось отчасти самобытностью политического курса страны в 20-30-е годы, когда она выступала в качестве бесспорного лидера стран Ближневосточного региона, отчасти — решительным переходам от однопартийного режима к многопартийному в период после Второй мировой войны, отчасти — явно проамериканской ориентацией Турции как члена НАТО с начала 50-х годов и многим другим.

Не прекращались и научные дискуссии вокруг исторического опыта Турции. Они особенно оживились после публикации в 1935 году серии лекции ведущего турецкого исследователя М.Ф. Кепрюлю и монографии австрийского тюрколога Пауля Виттека в 1938 году. В идейно-политической обстановке первых десятилетий XX века были весьма популярны на Западе идеи Г. Гиббонса о том, что расширение османской власти шло не столько за счет притока тюркских кочевников с Востока, сколько за счет обращения в ислам византийских греков, и потому силой, создавшей османскую державу, должны считаться не азиаты, а европейские элементы. Однако в республиканской Турции, где турецкий национализм обрел господствующее звучание, они были отвергнуты.

Предложенная М.Ф. Кёпрюлю собственная теория происхождения Османского государства была не только критическим ответом Гиббонсу, но и легла в основу национальной школы турецкой историографии. Слабой стороной работы американского автора Кёпрюлю считал пренебрежительное отношение к ранним османским хроникам. Между тем обращение к сведениям, которые в них содержатся, позволило турецкому историку утверждать, что Османское государство было в основе своей тюркским образованием, оно было создано тюрками, и почти все элементы османской политической культуры могут быть объяснены порко-мусульманским наследием Центральной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.