Вы находитесь здесь: Главная > Личности > Виттек призывал различать

Виттек призывал различать

Виттек призывал различать условия в центре Анатолии и на ее окраинах. Если в центре преобладала персидская дворцовая культура, а тамошнее оседлое население предпочитало мирные отношения с Византией, то в пограничных с Византией областях ведущая роль принадлежала номадам, воинам, авантюристам и странствующим проповедникам ислама — дервишам. Они были движимы поисками новых земель для пастбищ, добычи, славы и выполнением религиозного долга. Идеи Виттека, лишенные националистической окраски, которая была свойственна трудам Кёпрюлю, особенно его тезис о газавате, делавший упор на религиозную мотивацию, завоевали в последующие годы широкое признание. Их влияние нетрудно заметить и в книге Кинросса.

Однако еще более отчетливо прослеживается в этом обширном сочинении воздействие тех работ западных историков, которые появились после Второй мировой войны. Они предложили новое видение турецкой истории на основе концепции «модернизации». Важнейшим ее постулатом выступало утверждение о неизбежности и благотворности развития восточных обществ по пути, пройденному странами Запада. Обращение к западным ценностям и институтам рассматривалось как единственная возможность преодоления отсталости, экономического застоя и религиозного консерватизма. Соответственно, все усилия Запада, направленные на насильственную трансформацию («вестернизацию») стран Востока, рассматривались как объективно прогрессивный процесс.

Вслед за выдающимся английским историком А. Тойнби, обосновавшим в своих трудах скорую победу западной цивилизации, специалисты по Турции уделяли особое внимание социальным и культурным основам модернизации. В османской истории они особо выделяли время вестернизаторских реформ в XIX веке, получившее название периода Танзимата. В данном случае процесс модернизации, как подчеркивалось в их работах, начался с ограниченного замысла реформирования армии на европейский лад. Однако вскоре стало ясно, что перемены не ограничиваются столь частной задачей. Вначале инициаторы танзиматских преобразований имели слабое представление о западной цивилизации, хотя и были убеждены, что восприятие западного опыта дает единственную возможность для преодоления продолжавшейся стагнации и распада Османской империи. Они избрали путь постепенной трансформации правовых, политических и экономических устоев османо-исламского социального организма. Подобные перемены означали подрыв традиционных коллективистских основ османского общества и выявление.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.